https://disk.yandex.ru/i/PUURVqfo_K-cCA
Приложение 2
к приказу главного
управления по образованию
Брестского облисполкома
от 20.02.2023 №127
Условия
проведения мероприятий Всебелорусской молодежной экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства»
- Общие положения
1.1. Всебелорусская молодежная экспедиция «Маршрутами памяти. Маршрутами единства» (далее – Всебелорусская молодежная экспедиция) проводится в соответствии с планом работы Министерства образования Республики Беларусь на 2023 год в рамках реализации Государственной программы «Образование и молодежная политика»
на 2021 – 2025 годы.
1.2. Организатором Всебелорусской молодежной экспедиции является Министерство образования Республики Беларусь. Организационное и методическое сопровождение мероприятий Всебелорусской молодежной экспедиции осуществляется учреждением образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (далее
– Республиканский центр). Координатор областных этапов мероприятий Экспедиции – государственное учреждение образования «Брестский областной центр туризма и краеведения детей и молодёжи».
- Цель и задачи Экспедиции
Всебелорусская молодежная экспедиция проводится с целью дальнейшего совершенствования системы патриотического воспитания молодежи посредством вовлечения ее в туристско-экскурсионную и экспедиционную деятельность.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
создание условий для воспитания у молодежи духовных ценностей, гражданственности, патриотизма, определяющих модель их жизненного поведения;
массовое вовлечение обучающихся в культурно-познавательную
и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний
об историко-культурных и природных достопримечательностях Беларуси;
развитие молодежного образовательного туризма;
разработка региональных туристических (экскурсионных) маршрутов с включением в них малоизвестных объектов, популяризация
и стимулирование их развития;
создание имиджа регионов как привлекательного туристско-экскурсионного и культурно-познавательного объекта;
развитие творческих способностей обучающихся, приобретение навыков работы с информационно-коммуникативными технологиями;
развитие медиакультуры всреде молодежи, сохранение и приумножение культурных, духовно-просветительских ценностей в современном информационном пространстве.
- Участники Экспедиции
Во Всебелорусской молодежной экспедиции принимают участие обучающиеся учреждений общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи, профессионально-технического и среднего специального образования, учреждений высшего образования, объединенные в экспедиционные отряды, туристские/экскурсионные группы.
Возраст обучающихся – участников Всебелорусской молодежной экспедиции – 14 лет и старше. Состав экспедиционного отряда, туристской/экскурсионной группы – не менее 6 обучающихся в сопровождении не менее 2 педагогических работников.
- Срок реализации Экспедиции
Экспедиция реализуется в период с февраля по декабрь 2023 года
в четыре этапа с определением победителей и призеров:
первый этап ‒ в учреждениях образования, в том числе в учреждениях образования областного, Минского городского и республиканского подчинения (учреждения среднего специального образования, учреждения высшего образования);
второй этап ‒ районный, районный для городов, имеющих районное деление, городской (кроме г. Минска);
третий этап ‒ областной, Минский городской. На данном этапе могут принимать участие представители учреждений образования областного и Минского городского подчинения;
четвертый ‒ республиканский. На данном этапе принимают участие победители и призеры областного и Минского городского этапов, представители учреждений образования республиканского подчинения.
- Порядок проведения Всебелорусской молодежной экспедиции
5.1. Основным содержанием Всебелорусской молодежной экспедиции является изучение обучающимися истории,культуры и природы малой родины посредством участия в экспедициях, туристских походах и экскурсиях.
Для участия во Всебелорусской молодежной экспедиции на базе учреждений образования из числа обучающихся создаются экспедиционные отряды, туристские/экскурсионные группы
под руководством педагогов. Их деятельность определяется в соответствии с тематикой заданных направлений:
«Истории славные имена» ‒ знакомство с местами, связанными с жизнью и деятельностью выдающихся земляков края (государственные, политические, общественные, военные деятели, меценаты, деятели культуры, науки, труженники и др.);
«Нам дороги эти позабыть нельзя» ‒ знакомство с объектами, связанными с военной историей(мемориальные комплексы, памятники, посвященные сражениям на территории Беларуси, воинские захоронения погибших мирных жителей, партизан и подпольщиков, военнослужащих и др., а также другие страницы военной истории разных периодов);
«Святынями родного края» ‒ знакомство с культовыми сооружениями Беларуси, духовными реликвиями, религиозными праздниками и фестивалями, памятниками святым и духовным личностям региона и другими объектами религиозной культуры;
«Наследие земли белорусской» ‒ изучение исторического и культурного наследия (музеи, памятники истории, археологии, градостроительства, архитектуры, искусства и др., нематериальные историко-культурные ценности);
«Заповедными тропами природы» ‒ изучение природного наследия края (растительный и животный мир, геологические и гидрографические памятники, садово-парковые комплексы, заповедники, заказники и другие памятники природы).
5.2. Этапы реализации Всебелорусской молодежной экспедиции
5.2.1.Первый этап (до 21 марта) – подготовительный.
Данный этап включает:
регистрацию экспедиционного отряда, туристской/экскурсионной группы в единой google форме, размещенной на платформе «Патриот.by» в афише данного мероприятия (patriot.rcek.by);
разработку маршрута экспедиции/туристского похода/экскурсии
по одному из выбранных направлений (п. 5.1) по объектам, расположенным на территории своей малой родины (сельского населенного пункта/города/района/области);
составление проекта презентации разработанного маршрута (макет презентации для использования будет размещен на сайте Республиканского центра (https://rcek.by/краеведение/проекты)).
5.2.2.Второй этап (март-май) – проведение презентационных мероприятий с участием представителей зарегистрированных экспедиционных отрядов, туристских/экскурсионных групп.
На данном этапе в каждом регионе (область, г. Минск) организуется проведение презентационного мероприятия, в рамках которого участники будут представлять разработанные маршруты.
Сроки и формат проведения презентационного мероприятия, количество участников в каждом регионе будет определяться совместно
с региональными организационными комитетами (далее – оргкомитеты). Информация о проведении презентационных мероприятий будет размещаться на сайте Республиканского центра (https://rcek.by/).
5.2.3.Третий этап (май-октябрь) – прохождение разработанных маршрутов экспедиции/туристского похода/экскурсии и подготовка итогового творческого проекта (пп. 5.6.-5.10.).
5.2.4.Четвертый этап (октябрь-ноябрь) – проведение районных (городских), областных/Минского городского отборочных этапов.
5.2.5.Пятый этап (декабрь) – заключительный. На данном этапе проводится республиканский этап конкурса, который включает оценку творческих проектов республиканским жюри и их представление в онлайн или очном форматах.
Также в рамках Всебелорусской молодежной экспедиции могут проводиться форумы, фестивали и другие образовательные мероприятия.
5.3. При организации мероприятий Всебелорусской молодежной экспедиции необходимо обратить внимание:
5.3.1.на выполнение Инструкции об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах
и экскурсиях, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007 г. № 35а;
5.3.2.каждый экспедиционный отряд, туристская/экскурсионная группа при проведении туристского похода и экскурсии обязательно должен иметь маршрутный лист;
5.3.3.при проведении экспедиций, для описания хода экспедиции,
ее маршрута, процесса выявления, изучения и сбора исторических, культурных и природных материалов, фиксации сведений об обстановке, в которой они находились, и обстоятельствах их выявления, об истории данных объектов, о фактах встреч с людьми, которые дали определенную информацию и др. используется полевой дневник;
5.3.4.для фиксирования посещений экскурсионных объектов
во время туристских походов/экскурсий обучающимся учреждений общего среднего образования рекомендуется использовать Дневник путешественника.
5.4. С целью популяризации туристско-краеведческой деятельности в рамках Всебелорусской молодежной экспедиции рекомендуется размещать материалы проведенных экспедиций/ туристских походов/экскурсий на сайтах учреждений образования. Фотоматериалы размещаются в альбоме «Всебелорусская молодежная экспедиция 2023» на странице Республиканского центра в Вконтакте (https://vk.com/rcek_belarus), а также в других официальных социальных сетях учреждений с хештегами: #молодежная_экспедиция #маршрутами_памяти #маршрутами_единства #рцэкРБ (с указанием учреждения образования – автора фотоматериалов).
5.5. Итогом прохождения маршрута (-ов) экспедиции/туристского похода/экскурсии является создание творческого (-их) проекта (-ов)
по выбранному (-ым) направлению (-ям) (п. 5.1).
Творческие проекты могут быть подготовлены в одной или несколько номинациях: «Познай Родину – воспитай себя», «Натхнёны водарам Радзімы», «Бацькоўскі край, наш край дзівосны», «Герои земли Белорусской», «Туристическая мозаика Беларуси».
5.6. Номинация «Познай Родину – воспитай себя»
5.6.1.Творческий проект предоставляется в виде отчета
о совершенном туристском походе.
Выполняется туристской группой.
5.6.2.Участники проекта разрабатывают маршрут многодневного похода и проходят его активным способом передвижения – пешком,
на велосипедах, с использованием плавсредств (при соблюдении всех правил техники безопасности согласно действующему законодательству).
5.6.3.Отчет о туристском походе должен содержать:
вступление – цель и задачи похода, вид похода, продолжительность и протяженность маршрута, маршрут похода;
состав группы с указанием возраста участников, места учебы
и работы;
список необходимого группового и личного снаряжения;
меню похода;
картографический материал – крупномасштабная карта с нанесенной ниткой маршрута, направлением движения, местами ночевок, дневок, объектов осмотра;
описание нитки маршрута, которая отражает подробные данные
об отдельных характерных отрезках маршрута, их протяженности
и местах стоянок. Описание нитки маршрута строится в виде таблицы
и состоит из следующих разделов: дата, участки пути (с привязкой
к топографической карте и характерным ориентирам), время в пути, места стоянок, характер местности, изучаемые объекты;
описание исследуемых объектов на маршруте в соответствии
с выбранным направлением (п. 5.1.);
рекомендации по прохождению маршрута.
5.6.4.Критерии оценки:
соответствие тематике;
логичность построения маршрута;
полнота описания нитки маршрута;
наличие документов, подтверждающих прохождение маршрута (маршрутный лист, фотоматериалы);
доступность маршрута;
безопасность маршрута.
5.6.5. Отчеты предоставляются в бумажном и электронном вариантах (п. 5.12).
5.7. «Натхнёны водарам Радзімы»
5.7.1. Творческий проект представляется в виде путевого дневника или видеозарисовок.
Выполняется обучающимся индивидуально в составе экспедиционного отряда, туристской/экскурсионной группы.
5.7.2. Путевой дневник
5.7.2.1. Путевой дневник представляет собой материал, художественно оформленный в виде путевых заметок, созданный
во время или по итогам экспедиций/туристских походов/экскурсий. Материал может содержать: описание путешествий, впечатления
об увиденном, очерк событий, встреч с людьми и др. Также в путевой дневник рекомендуется включать дополнительный материал, который позволяет раскрыть содержание путешествий (зарисовки, фотографии, билеты и др.). Путевой дневник должен включать описание только одного пройденного маршрута, соответствующего выбранному направлению.
5.7.2.2. Критерии оценки:
полнота представления материала об экспедиции/туристском походе/экскурсии;
логическое и последовательное изложение материала;
оригинальность представления повествования;
общее эмоциональное восприятие повествования;
использование элементов творческого оформления путевого дневника.
5.7.2.3. Материал предоставляется в бумажном варианте (рукописный или компьютерный набор текста).
5.7.3. Видеозарисовка
5.7.3.1. Видеозарисовки представляются в виде видеоролика
‒ короткометражного фильма, промо-ролика, репортажа и др.
Видеоролик снимается в ходе проведения экспедиции/туристского похода/экскурсии, содержит информацию о посещенных объектах, личные и групповые впечатления, наблюдения, эмоции от увиденного
и др. Рассказ ведется от автора видеоролика (кадровая или закадровая озвучка).
5.7.3.2. Видеоролик предоставляется в формате avi, mpg, wmv, хронометражем до 5 минут. Допускается использование при монтаже
и съемке ролика специальных программ и инструментов.
Обязательным условием является обеспечение качества изображения и звукового сопровождения, достаточных для четкого распознавания сюжета и героев, а также разборчивости речи. Не рассматриваются видеоролики, смонтированные в виде слайд-шоу.
5.7.3.3. Критерии оценки:
раскрытие темы, содержательность;
операторская работа (качество звука и изображения, звуковые
и визуальные эффекты);
режиссерское решение (идея, замысел, творческая оригинальность);
общее эмоциональное восприятие видеоролика.
5.7.3.4. Материал предоставляется в электронном варианте (п. 5.12).
5.8. «Бацькоўскі край, наш край дзівосны»
5.8.1.Творческий проект представляется в виде разработки тематического экскурсионного маршрута по одному из заданных направлений (п. 5.1) по достопримечательностям, уникальным местам своего региона (населенного пункта, района, области).
Выполняется экскурсионной группой.
Разработка включает: экскурсионный маршрут, презентацию, дополнительный материал.
5.8.2.Структура маршрута: цель, задачи, тип, вид, продолжительность экскурсии; протяженность маршрута; нитка маршрута; краткое содержание экскурсии; общие методические
и организационные указания; технологическая карта маршрута экскурсии.
Технологическая карта составляется в виде таблицы и содержит следующие графы: маршрут экскурсии; места остановок; объекты посещения; время/минуты; основное содержание экскурсии, перечисление подтем и основных вопросов, раскрывающих тему; организационные указания; методические указания. Дополнительно оценивается описание логических переходов между пунктами маршрута/объектами посещения.
5.8.3.Презентация – это мультимедийный продукт, который дает точную визуализацию и позволяет эффективно презентовать разработанный экскурсионный маршрут.
Объем презентации 20-25 слайдов. Презентации могут быть созданы в формате Power Point, PDF, Flash.
5.8.4.Дополнительный материал может включать фотографии, публикации, рекламно-информационную продукцию (путеводитель, карты, схемы, буклет и др.), содержащие сведения об объектах маршрута, и другую информацию, подтверждающую прохождение экскурсионной группой данного маршрута.
5.8.5.Критерии оценки:
оригинальность (уникальность маршрута и логика его построения);
насыщенность (полнота раскрытия темы маршрута, насыщенность маршрута экскурсионными объектами, новизна элементов маршрута
и уникальных мест с точки зрения привлекательности для посещения);
удобство (удобство посещения включенных в маршрут объектов показа);
доступность и безопасность (наличие условий на маршруте
для различных социальных групп, наличие схем безопасности);
значимость (значимость маршрута для развития и продвижения территории, формирование привлекательного имиджа территорий);
перспективы (перспективы развития маршрута).
5.8.6.Материалы предоставляются в бумажном и электронном вариантах (п. 5.12).
5.9. «Герои земли Белорусской»
5.9.1.Номинация проводится совместно с Белорусской Православной Церковью.
5.9.2.Творческий проект представляется в виде информационного материала о личностях, погибших при защите Отечества; внесших вклад
в развитие материального и духовного наследия края, укоренение духовных ценностей в обществе; известных своей духовно-просветительской деятельностью.
Выполняется обучающимся индивидуально в составе экспедиционного отряда, туристской/экскурсионной группы.
5.9.3.Во время экспедиции/туристского похода/экскурсии обучающимися проводится сбор информации о почивших земляках своего региона. Полученная информация анализируется, дорабатывается
(при необходимости) и оформляется в информационный материал.
Итоги исследования популяризируются через публикации
в средствах массовой информации, интернет-ресурсах, проведение культурно-просветительских мероприятий, демонстрацию другим учреждениям образования и др.
В информационном материале могут быть представлены сведения
о государственных, политических, общественных, военных деятелях
(в том числе о земляках – участниках, очевидцах и жертвах войн
на территории Беларуси, локальных войн и военных конфликтах), меценатах, деятелях культуры, науки и о других выдающихся земляках края разных исторических периодов.
5.9.4.Информационный материал (объемом не более 5 страниц) должен содержать описание жизни и деятельности «героя исследования»:
биографические сведения (года жизни; основные жизненные события, в том числе вехи профессионального становления; достижения на жизненном пути земляка);
фотографии, иллюстрирующие жизнь и деятельность земляка;
материалы, подтверждающие деятельность земляка на малой родине, увековечение личности на территории Беларуси и в мире (памятники, памятные доски, знаки, в музеях, присвоение имени улицам, социальным и культурным объектам и др.).
Дополнительно предоставляется приложение (объемом не более
5 страниц), которое содержит информацию об этапах исследования, источниках, описание культурно-просветительской деятельности
по итогам проведенного исследования и др. важную информацию.
5.9.5.Критерии оценки:
содержательность представленного информационного материала;
степень материала, собранного в ходе экспедиции/туристского похода/экскурсии;
культурно-просветительская деятельность.
5.9.6.Информационный материал предоставляется в электронном варианте (п. 5.12).
Представленный информационный материал планируется разместить на интернет-портале Музея памяти Крипты Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, а также на сайте Республиканского центра (краеведение/проекты) в тематической вкладке «Праект «Малая радзіма вялікіх людзей».
5.10.«Туристическая мозаика Беларуси»
5.10.1. Творческий проект предоставляется в виде кейса (проекта)
по продвижению туристического потенциала региона (населенного пункта).
Выполняется экспедиционным отрядом, туристской/экскурсионной группой.
Кейс (проект) должен быть направлен на повышение туристической привлекательности региона (населенного пункта) для молодежи, жителей, туристов посредством представления в них разработанного (-ых) маршрута (-ов).
5.10.2. Кейс (проект) должен включать описание:
цели и задач;
нитки маршрута и краткую характеристику объектов, подчеркивающую их уникальность для региона/страны;
этапов и предполагаемых сроков реализации;
инструментария (способов продвижения);
масштаба и предполагаемого результата/эффекта.
При подготовке кейса (проекта) необходимо использовать фотоматериалы, которые будут подтверждать прохождение маршрута
(-ов).
5.10.3.Критерии оценки:
обоснование актуальности и практическая значимость маршрута (объектов маршрута);
целевая аудитория и предполагаемый охват участников, на которых распространяется кейс (проект);
разнообразие инструментария по продвижению кейса (проекта),
их оригинальность;
предполагаемый результат/эффект от реализации кейса (проекта).
Дополнительными баллами будут оцениваться предпринятые шаги по реализации кейса (проекта) и полученные результаты.
5.10.2. Формат кейса (проекта) определяется участниками самостоятельно (Word, Power Point, PDF, Flash). Материалы предоставляются в электронном варианте (п. 5.12).
5.11.Авторы – участники мероприятий, предоставляя творческий проект, дают автоматическое согласие организаторам соответствующих этапов мероприятий на обработку персональных данных, а также
на публикацию своих проектов, публичную демонстрацию
и некоммерческое использование материалов с целью популяризации Всебелорусской молодежной экспедиции (с соблюдением авторских прав).
5.12. Творческие проекты победителей и призеров региональных этапов конкурса (до 10 работ по каждой номинации) и протоколы заседания жюри (с указанием общего количества участников
и распределением мест) в распечатанном виде направляются: централизованно управлениями, отделами по образованию горрайисполкомов; индивидуально – учреждениями областного подчинения (учреждениями профессионально-технического, среднего специального образования и др.) до 20 октября 2023 г.по адресу: г. Пинск, ул. Гайдаенко, 58: туристско-краеведческий профиль.
Электронные варианты работ направляются на конкурс в виде файлов, размещенных в облачном хранилище с указанием активных ссылок на электронную почту cdodim@pinsk.edu.by
В случае предоставления неполных справочных
и контактных данных о проекте (неточная информациия о номинации, либо ее отсутствие, неполные данные об авторах и руководителях работы, ФИО (полностью, должность руководителя проекта) работы
не принимаются и не рассматириваются.
Не принимаются к участию:
- работы, направленные на почтовые отделения (без доставки
по адресу государственного учреждения образования «Брестский областной центр туризма и краеведения детей и молодёжи»);
- работы, направленные индивидуально учреждениями общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи;
- работы, оформленные не должным образом (оформление титульного листа либо заявки без указания полных контактных данных автора и руководителя; реферативные работы, а также работы, исполненные в черно-белом оформлении).
Работы не рецензируются, хранятся в государственном учреждении образования «Брестский областной центр туризма и краеведения детей
и молодежи» в течение 2 месяцев после завершения республиканского этапа конкурса.
5.13. Подведение итогов Экспедиции
Победители, призеры и лауреаты областных эпапов Экспедиции награждаются дипломами главного управления по образованию Брестского облисполкома.
Победители и призеры конкурсов республиканских этапов Экспедиции определяются в каждом виде творческого проекта отдельно среди учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей и молодежи, учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, учреждений высшего образования и награждаются дипломами Министерства образования Республики Беларусь, дипломами Республиканского центра.
При оценке творческих проектов при равном количестве баллов
на основании решения республиканского жюри может устанавливаться соответствующее количество призовых мест (первых, вторых и третьих).
- Организационные комитеты Экспедиции
Для реализации Экспедиции на каждом этапе создаются организационные комитеты (далее – оргкомитеты):
в учреждениях образования – руководителями учреждений образования;
в районах, районах городов, имеющих районное деление, городах, областях, городе Минске – структурными подразделениями областных, Минского городского, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования;
на республиканском уровне – Министерством образования Республики Беларусь.
Оргкомитет каждого этапа Экспедиции:
обеспечивает организационное и методическое сопровождение мероприятий;
доводит информацию об Экспедиции до сведения учреждений образования;
осуществляет персональный подбор состава жюри при оценке творческих проектов;
анализирует и обобщает итоги Экспедиции;
освещает ход подготовки, проведения и результаты Экспедиции
в средствах массовой информации.
В состав оргкомитетов могут входить представители Министерств и ведомств, структурных подразделений областных, Минского городского, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи всех профилей, представители заинтересованных государственных органов и организаций, общественных объединений, средств массовой информации, представители органов самоуправления учреждений образования, законные представители обучающихся и др.
Организационное проведение Экспедиции обеспечивают:
на первом этапе – учреждения образования;
на втором этапе – структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования;
на третьем этапе – структурные подразделения областных, Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования;
на заключительном этапе – Министерство образования, Республиканский центр.
Для подведения итогов мероприятий Экспедиции на каждом этапе оргкомитетом создается жюри.
Жюри на всех этапах мероприятий Экспедиции:
оценивает творческие проекты, которые представлены учреждениями образования;
определяет победителей и призеров соответствующих этапов мероприятий;
представляет решения (протоколы) по результатам мероприятий и другую необходимую информацию в соответствующие оргкомитеты.
- Финансирование мероприятий Экспедиции
Финансирование мероприятий осуществляется:
на первом этапе – учреждением образования;
на втором этапе – за счет районных, городских бюджетов, предусмотренных на проведение централизованных мероприятий;
на третьем этапе – за счет средств областных бюджетов и бюджета г. Минска, предусмотренных на проведение централизованных мероприятий;
на заключительном этапе – Министерством образования Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных
на другие расходы в отрасли образования (план мероприятий
по реализации подпрограммы 10 «Молодежная политика» на 2022 год Государственной программы «Образование и молодежная политика»
на 2021-2025 годы).
Для финансирования мероприятий Экспедиции на всех этапах могут быть использованы иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
раскрыть » / « свернуть